Проблемы правового и фактического равенства женщин и мужчин |
Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995) приняла «Платформу действий», в которой указано, что равноправие мужчин и женщин является главным условием устойчивого развития в интересах человека1. Принцип равноправия мужчин и женщин закреплен в Конституции Российской Федерации, а также в других законодательных актах. Конституция РФ содержит широкий перечень признаков, обеспечивающих гендерное равенство2. Многие положения Основного закона РФ конкретизированы в нормах различных отраслей права - гражданском, уголовном, уголовно-исполнительном, семейном, трудовом кодексах РФ, ряде федеральных законов. Провозглашение равенства прав и свобод независимо от пола, видимо, должно основываться не только на запрещении дискриминации женщин, но и создании эффективного механизма реализации этих прав и свобод. Женщина должна иметь специальные гарантии. Фактически провозглашено лишь формальное равенство: государство не проявляет заботу о женщине, не создаёт условия для ее творческой деятельности, не обеспечивает ей реализацию прав и свобод. Это подтверждается четко выраженной тендерной асимметрией в социальной структуре общества и во всех сферах его жизнедеятельности, а также социальным последствиями этого явления. Принятые Указы Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин», «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об ответственности за нарушения трудовых прав граждан», «Об основных направлениях государственной семейной политики» также формально закрепили равенство мужчин и женщин1. С учетом необходимости приоритетного решения проблем, препятствующих прогрессу в положении женщин, а также с целью создания условий гендерного равенства Правительством Российской Федерации совместно с общественными неправительственными организациями разработана и утверждена Концепция улучшения положения женщин, направленная в целом на поиск путей становления общества равных возможностей. Концепция основывается на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в России. В августе 1996 г. Правительством РФ был утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г., а в июне 2001 г. - Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на 2001 -2005 гг2. Национальные планы действий предусматривали меры, направленные на: расширение участия женщин в управлении, формирование новых подходов к широкому вовлечению женщин в общественное и политическое движение; установление фактического равенства нрав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, обеспечение условий для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы и адаптации женщин к новым экономическим отношениям; укрепление здоровья женщин, создание условий для реализации ими репродуктивных прав, безопасного материнства; обеспечение предотвращения насилия в отношении женщин и защиты жертв преступлений. В целях учета гендерных аспектов Государственная Дума РФ разработала и приняла Концепцию законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. В ней определена стратегия развития законодательства по предотвращению дискриминации по признаку пола, недопущению гендерной асимметрии и учету интересов обоих полов при принятии законов1. Поставлена задача внедрения гендерного подхода не только при разработке новых законодательных актов, но и пересмотре действующего законодательства с учетом этих обстоятельств. Определены законодательные нормы по регламентации труда лиц с семейными обязанностями, запрещению применения труда женщин на работах с вредными и опасными условиями, разработаны перечни работ, на которых запрещено применение труда женщин детородного возраста. Однако правовой механизм улучшения положения женщин далеко не совершенен. Теоретически действующее российское законодательство создает все предпосылки для реализации принципа равноправия мужчин и женщин во всех областях их жизнедеятельности. При этом законодательством женщинам предоставляется даже больше льгот, чем это предусмотрено международными актами. С точки зрения развития и дальнейшей демократизации общества такой подход является прогрессивным.
Перейти на страницу:
1 2 |