Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия |
стратегический управление развитие туристический Как уже отмечалось, инструментов стратегического анализа очень много. Необходимо понимать, что проведение анализа не является самоцелью - его конечным результатом становятся проекты решений, в данном случае - стратегический план. Основные этапы разработки стратегического плана представлены на Рис. 4 Миссия - это утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Она может постепенно принимать более емкую и содержательную форму, но по существу изменится только в случае значительных преобразований в компании, например открытия принципиально нового направления деятельности. Двигаться дальше по схеме разработки стратегического плана (рис. 1) можно только после того, как будет сформулирована миссия. В этом вопросе следует проявить терпение: сразу разработать целостный стратегический план еще никому не удавалось. Руководители компаний должны понимать важность четкого формулирования миссии,которая: Является базой для: ) Разработка стратегии ) Принятия решений ) Разрешения конфликтов ) Построения системы мотивации персонала ) Способствует формированию единения внутри организации, созданию корпоративного духа и организационной культуры. ) Способствует формированию и закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды:) клиентов, ) поставщиков, ) инвесторов, ) партнеров, ) рынка труда. Существуют определенные требования к тому, что должна включать в себя миссия компании, это: · целевые ориентиры организации; · ее сфера деятельности; · продукты; · рынки; · используемые ресурсы; · возможности и способы обеспечения конкурентоспособности; · система ценностей, определяющих традиции; · интересы общества, потребителей, собственников и персонала. Миссия компании, к формулированию которой предъявляются определенные требования, должна: · быть понятной, недвусмысленной и непротиворечивой; · вызывать доверие, разделяться и поддерживаться сотрудниками; · не превышать три-четыре коротких и лаконичных предложения; · быть созидательной и вдохновляющей. Стратегическая концепция развития компании Стратегическая концепция заключает в себе основные направления развития и ключевые идеи, на основе которых выстраивается стратегический план компании. При разработке дерева целей и стратегий нужно ориентироваться именно на стратегическую концепцию развития. Приведем пример стратегической концепции развития для группы разнородных компаний. Исходные предположения, закладываемые в стратегию: · необходимо присвоить единое имя (отличительный признак) группе компаний для достижения политических целей собственника; · необходимо снизить участие собственника в оперативном управлении группой компаний; · по каждому из действующих бизнесов группы компаний есть перспективы развития; · все бизнесы практически самостоятельны; · централизация части функций позволит эффективнее управлять всеми бизнесами; Стратегическая идея Группа компаний должна развиваться за счет повышения эффективности действующих бизнесов, а также развития новых перспективных бизнес-направлений. Для этого необходимо создать управляющий центр, основной задачей которого должна стать координация взаимодействия штабных (централизованные функции) службы бизнес-подразделений организации. Как показала практика, организациям сложно сразу разработать дерево стратегий, а тем более целей, поэтому формулирование стратегической концепции можно считать своего рода тренировкой. |