Рекомендации по оценке руководящих кадров |
. Система критериев оценки разрабатывается индивидуально для каждого случая оценки в соответствии со спецификой деятельности оцениваемых, а не является стандартным набором "профессионально важных качеств". . В специально созданных ситуациях моделируются ключевые моменты деятельности, что позволяет наблюдать как уровень владения профессиональными навыками решения конкретных задач у каждого оцениваемого, так и выявить типичные схемы взаимодействия и особенности поведения людей в ситуации коллективной деятельности. . Процедура оценки предусматривает испытание оцениваемых различными техниками, упражнениями, методами. . Оценка производится не только специалистами, но и наблюдателями - сотрудниками организации, в которой проходит оценка персонала, что дает возможность учитывать особенности проявлений организационной культуры предприятия. . Каждый испытуемый оценивается несколькими наблюдателями, и каждый наблюдатель оцениваем несколько испытуемых. . Результаты оценки позволяют прогнозировать успешность деятельности испытуемых в различных областях. В общем виде можно представить данную технологию как отработку нескольких взаимосвязанных этапов: Этап 1. Подготовка проекта: определение целей оценки; определение сроков оценки; определение объемов оценки; утверждение списка испытуемых. Этап 2. Анализ деятельности: исследование особенности деятельности оцениваемых; анализ схем взаимодействия, используемого в организации; оценка специфики организационной культуры предприятия. Этап 3. Формирование критериев оценки: разработка и формирование списка критериев; экспертная оценка критериев руководством организации; обработка результатов, утверждение критериев оценки. Этап 4. Конструирование процедур оценки: - определение процедур и методов оценки; - создание организационного плана реализации программ оценки. Этап 5. Обучение наблюдателей: - определение списка наблюдателей - ряда ключевых сотрудников организации; - проведение обучающей программы для наблюдателей. Этап 6. Проведение оценочных процедур: интервью; психодиагностика; специальные упражнения; групповые упражнения; организационно-управленческие игры. Этап 7. Анализ результатов оценки: итоговое собеседование с оцениваемыми; подготовка индивидуальных и обобщенных материалов по группе оцениваемых. Этап 8. Подведение итогов оценки: обсуждение результатов оценки с руководителем организации; обсуждение и использование результатов оценки для разработки кадровых программ. Для получения максимально полной и разносторонней информации о работниках используется набор соответствующих методов. . Интервью. Цель интервью - получение информации о профессиональных целях и ценностях, организаторских способностях, коммуникативных и личностных качествах от самого оцениваемого. Оно проводится в форме стандартизированного устного опроса каждого участника в отдельности и в ходе интервью проясняется реалистичность и профессиональная направленность, самооценка, оценка собственных достижений и неудач, круг интересов, ориентированность на профессиональный рост. . Психодиагностика. Цель использования психодиагностических методик - получение информации о качествах, существенно влияющих на поведение человека в организации. Применение стандартизированных и валидизированных психодиагностических инструментов дает возможность соотнесения индивидуальных результатов между собой, а также с общими нормами. В ходе психодиагностики применяются следующие типы методик: - типологические и характерологические тесты-опросники, дающие достаточно полную картину склада личности человека; - тесты оценки отдельных свойств и параметров личности, тесты способностей; - аппаратные методики (исследование объема внимания, кратковременной и долговременной памяти); - проективные методики, направленные на выявление не всегда осознаваемых особенностей поведения человека. Выбор методик происходит на этапе проектирования программы оценки. |