Роль и значение процедуры оценки и аттестации кадров организации |
Данное определение указывает на существенные признаки аттестации, играющие важную роль при ее организации: [14; c. 48] систематичность проведения; формализованность процедур и определения результатов; оценка проводится на соответствие установленным должностным характеристикам и стандартам. Обычно различают обязательную и необязательную аттестацию работников. Обязательной аттестации подлежат некоторые категории работников, для которых данное требование установлено нормативными правовыми актами, в частности - законом. Необязательная аттестация проводится исключительно по инициативе работодателя, и необязательной она является именно потому, что ее проведение не предписано соответствующим нормативным правовым актом, а зависит лишь только от волеизъявления работодателя. При этом для работника такая аттестация является обязательной в любом случае и отказ от ее проведения можно расценивать как нарушение трудовой дисциплины. Согласно сложившейся практике, аттестация на предмет установления соответствия работников занимаемым должностям, их профессиональной пригодности проводится в отношении такой группы работников, как служащие. Под служащими в теории управления персоналом и экономики труда понимается социальная группа работников, занятых преимущественно умственным (нефизическим) трудом, как правило, осуществляющих руководство, принятие и выработку управленческих решений, подготовку информации. Законодательство не обязывает проводить аттестацию всех работников и всех руководителей организаций. Ни ТК РФ, ни иной нормативный правовой акт общеотраслевого и обязательного характера не устанавливает, что любой работодатель должен периодически проверять профессиональную пригодность своих работников. И только для некоторых видов деятельности и категорий работников, либо в отдельных случаях аттестация в соответствии со специальными федеральными законами и нормативными правовыми актами является обязательной. Обязательная аттестация проводится в тех случаях, когда это прямо установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Обязательность аттестации установлена специальными федеральными законами в отношении незначительного числа работников отдельных категорий и отдельных отраслей экономической деятельности. К ним относятся: [11; c. 77] государственные гражданские служащие; муниципальные служащие; руководители унитарных предприятий; работники библиотек; педагогические и руководящие работники образовательных учреждений; работники опасных производственных объектов; работники, осуществляющие деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике; исполнительные руководители и специалисты организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов; работники, чья деятельность связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования; работники, ответственные за обеспечение безопасности судоходства; работники, работающие на объектах по хранению химического оружия и на объектах по уничтожению химического оружия; авиационный персонал; работники, выполняющие работы с источниками ионизирующего излучения; персонал объектов космической инфраструктуры. В любом случае периодическое проведение оценочных мероприятий и получение разнообразной диагностической информации повышает эффективность процесса управления человеческими ресурсами и служит одновременно достижению нескольких целей: административной, информационной и мотивационной: [5; c. 158] . Административные цели достигаются через реакцию администрации предприятия на итоговые результаты оценки, на результаты эффективности труда оцениваемых работников. Как правило, при правильной комплексной организации процедуры оценки ее производными являются: - повышение по службе как следствие подтверждения уровня профессионализма и квалификации на занимаемой в данный момент должности и одновременно как способ поощрения работника за достигнутые результаты в деятельности; - перевод на другую работу как следствие выявления способностей и как способ более точного использования работника в соответствии с его возможностями, создание условий для его дальнейшего роста; - планирование профессионального развития и карьеры как следствие выявления слабых и сильных сторон и профессиональных качеств оцениваемых, что позволяет подготовить индивидуальные планы развитий и спланировать дальнейшую карьеру сотрудников организации; - планирование профессионального обучения и развития после выявления в ходе оценки пробелов в компетенциях и умениях каждого работника, а также для создания условий в рамках повышения квалификации персонала; - принятие обоснованных решений о вознаграждении, продвижении, увольнении. |