Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала образовательного учреждения |
Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а эффективно действующей творческой личности педагога в школах нового типа, так как именно эти школы обеспечивают потребности нашего общества в будущих высококвалифицированных специалистах, деятелях науки, культуры, образования, способных эффективно решать поставленные перед ними задачи и нестандартно реагировать на быстроменяющиеся условия современного техногенного общества. Развитие системы образования, способной реагировать на вызовы времени, возможно только при условии высокой компетентности педагогических работников. В этой ситуации на первый план выдвигается необходимость становления личности педагога, ведущей профессиональной характеристикой которой является творчество. Человеческий фактор в школе включает в себя психологические и социально-психологические особенности руководителей и учителей. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков и привычек. В наше время существенно возросли требования к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний, наличием творческого мышления. Совершенствование психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. Психические свойства и состояния педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость являются составляющими благоприятного психологического климата. Поэтому формирование в учительских коллективах благоприятного психологического климата, необходимого для плодотворной, творческой работы становится все более злободневной проблемой в современной школе. Проблеме педагогического творчества, повышения профессионализма и продуктивности деятельности учителя уделяли внимание выдающиеся педагоги прошлого (А. Дистервег, Я Каменский, К.Д. Ушинский и др.), деятели образования советского периода (П.П. Блонский, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кан-Калик, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), а также современные исследователи (В.И. Загвязинский, А.И. Кочетов, Н.В. Кузьмина, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др. Учитывая, актуальность этой проблемы, была выбрана данная тема и выдвинута следующая гипотеза: чем благоприятней социально-психологический климат в коллективе, тем выше творческий потенциал сотрудников ОУ. Согласно выдвинутой гипотезе, были определены задачи исследования: анализ литературы, изучающей теоретические основы этой проблемы; определение уровня психологического климата коллектива; определение уровня развития творческого потенциала в коллективе; Определение стиля руководства трудовым коллективом, способствующего созданию оптимальных условий для создания благоприятного психологического климата. Базой для исследования была определена МОУ «Скалистская СОШ» Предметом исследования является психологический климат и уровень творческого потенциала, а объектом - учительский коллектив. В исследовании были использованы следующие методики: Методика «Оценка психологического климата в педагогическом коллективе» Методика, определяющая уровень творческого потенциала педагогов «Творческий потенциал педагогов » (О.И. Тушканова) Тест «Самооценка творческого потенциала» Фетискин Н.П. Методика В.П. Захарова «Определение стиля руководства трудовым коллективом» Научно-теоретический анализ проблемы влияния психологического климата на развитие творческого потенциала
|